Урок 26
Тема: "Шахматная классика. (Морфи, Андерсен и др.)"
Урок 27
Тема: " Знакомство с творчеством М.И. Чигорина"
Михаил Иванович Чигорин (1850-1908)
Первый русский мастер-художник, целиком посвятивший себя шахматному искусству.
Первое знакомство с шахматной игрой получил в 16 лет.
В 23 года имел 5 категорию. В 24 года - 2 категорию.
1875-1892 годы - период под знаком романтических традиций.
С 1893 года стиль его становился всё более реалистическим, в историю шахматного искусства он вошёл как один из крупнейших классиков и основоположником русской шахматной школы.
В молодые годы Чигорина увлекал романтизм Андерсена.
Дебюты за белых: гамбит Эванса, королевский гамбит, дебют Понциани, итальянская партия, защита двух коней. Чёрными Чигорин на 1. е4 отвечал 1...е5 и всегда принимал гамбиты.
Чигорин до конца своих дней с воинствующим упорством заявлял. что от хода 1. d4 «мертвечиной пахнет».
В последние годы жизни основными дебютами были: королевский гамбит, итальянская партия.
В 1907 году на международном турнире в Карлсбаде в королевском гамбите никто из его противников (Яновский, Дурас, Сальве, Маршалл, Видмар) не рискнул принять гамбит, опасаясь романтических чигоринских взглядов. Яновский, Сальве, Видмар отвечали 2...Сс5. Дурас и Маршалл - 2... d5.
1897 год. Чигорину 47 лет. В игре Чигорина всё чаще стали появляться серьёзные ошибки, зевки. Чигорина вновь тянет к рискованным атакам.
В 1903 году в Вене был устроен турнир, в котором все партии должны играться принятым королевским гамбитом. В турнире играло 10 сильнейших мастеров Европы и Америки. Соревнование закончилось победой романтиков. 1 приз получил Чигорин, 2 приз - Маршалл.
Чигорин М. - Давыдов А.
1874 год
1. e4 e5 2. f4 ef 3. Кf3 g5 4. Сc4 g4 5. O-O Гамбит Муцио. Сальвио решил назвать этот гамбит в честь Муция Сцеволы. По-итальянски пишется, и произносится как Муцио, а Сцевола в переводе с латыни - "левша". Почему не гамбит Сцеволы в таком случае? Не надо забывать , что свирепствовавшая в Европе инквизиция вряд ли приветствовала бы упоминание языческого героя.
5...gf 6. Ф:f3 Фf6 7. e5 Ф:e5 8. d3 Сh6 9. Кc3 Кe7 10. Сd2 Кbc6 11. Лae1 Фf5 12. Кd5 Kрd8 Как продолжать атаку?
13. Сc3 Лe8 14. Сf6 Сg5 15. g4 Фg6 16. С:g5 Ф:g5 17. h4 Ф:h4 18. Ф:f4 d6 19. Кf6 Кe5?
20. Л:e5! de 21. Ф:e5 С:g4 22. Фd4+ Kрc8 23. Сe6+! Kрb8 24. Кd7+ Kрc8 25. Кc5+ Kрb8 26. Кa6+ ba 27. Фb4х.
Урок 28
Урок №29
Тема: "Практическая игра. Разбор типичных ошибок".
Урок №30
Тема "Взятие на проходе. Превращение пешек"
На рисунке 1 белая пешка на h7, пойдя на поле h8, должна незамедлительно (тем же ходом) превратиться в ту или иную фигуру.
В позиции на рисунке 2 белая пешка на h7 также имеет возможность взять черную ладью g8. При этом она также обязана превратиться в любую фигуру. Черная пешка на а7 может побить коня на b6. У пешки с7 есть две возможности взятия: кона на b6 или коня на d6. То есть, пешка с7 обладает четырьмя вариантами ходьбы.
Если пешка, сделав ход со своей начальной позиции на два шага (белые – со второго на четвертый ряд, черные - с седьмого на пятый), переступит поле, которое находится под ударом неприятельской пешки, то она может забрать проходящую пешку. При этом бьющая пешка становится не на то поле, куда совершала прыжок пешка противника, а на «битое» поле, через которое та перепрыгнула. Это правило называется «взятием на проходе» и относится только к пешкам. Стоит запомнить, что взятие на проходе может быть сделано только немедленно в ответ на двойной ход пешки. Позже эта возможность теряется
На рисунке 2 показано поэтапное осуществление приема – взятие на проходе. На рисунке 1 белая пешка с2 может сделать двойной шаг на поле с4. В таком случае ее черная соседка b4 при желании может ответным ходом (только ответным!) сбить пешку с4, став при этом на с3. Если, предположим, на рисунке 1 ход черных, а перед этим белые сыграли пешкой с е2 на е4, то ее новая соседка – пешка f4 вправе наказать белую «прыгунью» взятием на проходе (пешка е4 снимается с доски, и пешка f4 передвигается на е3.
Задание: пройдите по ссылке и решите задачу https://xchess.ru/chesstasks/shakhmatnye-zadachi-001.html
решение высылаете на почту olgashashkova69@gmail.com
Урок №31 Тема "Типичные позиции мата."
Вспомним некоторые виды матов
Мат - ситуация , в которой королю объявлен шах , и от этой угрозы невозможно закрыться другой фигурой , убежать , или съесть атакующую фигуру. Сторона , которой поставили мат - проигрывает.
Матов существует очень много , рассмотрим несколько из них :
1) Детский мат ( диаграмма 1)
Данный вид мата встречается часто среди новичков т.к. они не знают , как от него защищаться. Мат ставиться за 4 хода , что очень быстро для шахматной партии.
2) Дурацкий мат ( Диаграмма 2)
Самый быстрый мат в шахматах за 2 хода. Его могут поставить только чёрные , при очень плохой игре белых. Встречается редко.
Детский и дурацкие маты ставятся в самом начале игры (дебют).
Рассмотрим 3 ситуации , когда ставят мат в окончании игры (эндшпиль).
3) Линейный мат (диаграмма 4)
На 3 диаграмме возможная позиция , предшествующая мату. На 4 диаграмме непосредственно сам мат.
4) Мат Королем и Ферзём ( диаграмма 6 и 7)
На 5 диаграмме показана возможная позиция , на диаграммах 6-7 будет показан сам мат.
5) Мат Королем и ладьей ( диаграмма 9)
На 8 диаграмме показана возможная позиция, из которой ставиться мат.
На 9 непосредственно сам мат.
Все виды матов очень важны , и в дальнейших мы рассмотрим эти и другие ситуации более детально. Как защищаться от детского мата , как ставить линейный мат и др.
Задание: пройти по ссылке и решить задачу https://xchess.ru/chesstasks/shakhmatnye-zadachi-002.html
решение высылаете на почту olgashashkova69@gmail.com
Мат - финальная цель игры в шахматы, и важно в достаточной степени развить тактическое мастерство, чтобы увидеть потенциальную матовую ситуацию.
Рассмотрим 5 классических матовых позиций, которые должен знать каждый шахматист. Вы узнаете о мате Анастасии, арабском мате, эполетном мате, мате Рети и спертом мате. После их изучения, вы сможете легко применить их в своих партиях.
1. Мат Анастасии
Комбинация из новеллы немецкого писателя Вильгельма Гейнзе «Анастасия и игра в шахматы» (1803).
2. Арабский мат
Отличный пример взаимодействия между конем и ладьей. Он называется так, потому что передвижения ладьи и коня не изменялись с тех времен когда шахматная игра пришла на Запад с Востока.
3. Эполетный мат
Ладьи, находясь на полях, соседних с полем, на котором располагается заматованный король, образуют как бы "эполеты". Отсюда и эполетный мат!
4. Мат Рети
5. Спертый мат
В такой ситуации собственные фигуры располагаются на полях, соседних с тем, на котором расположен король. Уходить ему от шаха некуда и получается мат.
Задание: пройти по ссылке и решить задачу https://xchess.ru/chesstasks/shakhmatnye-zadachi-003.html
решение высылаете на почту olgashashkova69@gmail.com
Урок №34
Тема: "Понятие середины игры."
Здравствуйте, шахматисты! Сегодня мы рассмотрим, как играть после дебюта.
Посмотрите видеоурок
Задание: Пройдите по ссылке и решите задачу https://xchess.ru/chesstasks/shakhmatnye-zadachi-004.html
решение высылаете на почту olgashashkova69@gmail.com