Тактическая подготовка
В современном мире развитие футбола выражается в активизации игровых действий, повышении их эффективности, расширении арсенала технико-тактических приемов, что повышает требования к уровню подготовленности спортсменов. В структуре подготовленности все большую роль играет тактическая подготовка, связанная с развитием специальных способностей спортсменов и формированием специальных тактических навыков. Такая подготовка основывается на максимальном учете всех психологических механизмов принятия оперативных решений.
В то же время современный спорт - это, прежде всего, борьба, в которой приходится преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные недостатки, ограниченные физические и психические возможности. По существу, это в равной степени относится к спорту высших достижений (профессиональному), и к спорту резерва (юношескому).
Основные игровые навыки юного футболиста формируются в возрасте 15-16 лет, т.е. преимущественном в завершающей стадии пубертатного периода. Можно поэтому говорить, что такой возраст является своего рода «ключевым» по отношению к процессу становления игрового мастерства футболиста.
Эффективность решения игровых задач командой в значительной степени определяется эффективностью тактических действий игроков середины поля, которые реализуют общекомандную стратегию и связывают воедино действия игроков оборонительных линий и линии атаки.
Особое значение игрокам середина поля придается в юношеском футболе. Тактическая подготовленность игроков середины поля является основным фактором тактической подготовленности команды. Поэтому одной из главных задач тактической подготовки футбольной команды является оценка тактических возможностей и формирование необходимых тактических навыков игроков середины поля.
В процессе тренировки у футболиста формируется логическая структура понимания цели и задачи игры. Всю игру можно представить как совокупность моделей в виде игровых эпизодов, у которых есть внешние и внутренние связи. Важно, чтобы игроки начинали понимать суть и логику действий каждого и цель решаемых в игре задач. Для этого необходим высокий уровень развития специального игрового интеллекта.
В решении игровых задач применяются тактические действия, направленные на достижение определенного результата. Такие действия, хотя и обусловлены уровнем развития психомоторики, физической подготовленности, технического арсенала, психической устойчивости, совершенствуются на протяжении длительного периода тактической подготовки юных футболистов [1]. В системе интегральной подготовки футболистов тактические упражнения составляют значительную часть и во многом определяют игровые возможности спортсмена.
Из этого положения мы исходили при выборе упражнений, направленных на совершенствование механизмов тактического мышления футболистов, выполняющих в игре диспетчерские функции. С одной стороны, мы стремились многократно повторять стандартные ситуации с однозначным вариантом решения тактической задачи; с другой стороны, предъявляли спортсменам только оперативные задачи, при которых один из участников игровой деятельности в один из моментов ставится в ситуацию, требующую нешаблонного принятия решения на основе «видения с места» всего решения.
При выборе тактических упражнений, их соотношения в общей системе тактико-психологической подготовки, дозировки нагрузок, а также конкретных установок на логику принятия решения нами учитывались склонность юных футболистов к оригинальным действиям (в частности, при обводке). Это ярко проявляется уже у спортсменов 15-летнего возраста.
Можно согласиться с мнением Г.В. Монакова [2], что нет командного мышления, но есть общие командные задачи, которые поставлены, и для их решения достаточно нескольких игроков, способных к последовательному и объективному мышлению, умеющих сознательно и вовремя менять тактику игры. Такие игроки и есть «диспетчеры», подготовка которых имеет определенную специфику.
При выборе средств тактической подготовки мы учитывали тот факт, что в футболе все специальные упражнения носят комплексный характер, и в процессе их выполнения одновременно решаются задачи развития двигательных качеств, технической и тактической подготовки. Важное место отводится сопряженности всех видов подготовки, позволяющей в определенной мере устранить противоречия между специальной физической, технической и тактической подготовленностью юных спортсменов [3, 4]. Данный подход предполагает целесообразность и рациональность в соотношении тренировочных и соревновательных нагрузок в зависимости от структуры подготовленности, вариативности средств и методов тренировки, выполнение тренировочных программ, приближенных по структуре к соревновательной деятельности и направленных на мобилизацию двигательного потенциала футболистов.
При планировании содержания игровых упражнений мы стремились к дифференцированному выполнению технических приемов с учетом их преимущественного использования игроками тех или иных амплуа в соревновательной деятельности. Естественно, что акцентированное внимание уделялось техническому исполнению и тактической целесообразности упражнений, выполняемым «диспетчерами».
Тренировочный процесс по совершенствованию тактических навыков и когнитивных качеств футболистов, выполняющих функции диспетчеров на поле, реализовывался в двух формах:- в виде игровых упражнений, выполняемых всеми полевыми игроками;
- в виде специальных упражнений, предназначенных для диспетчеров команды.
В таблице показано принципиальное распределение средств подготовки юных футболистов. Ниже эти упражнения конкретизируются с выделением упражнений для «диспетчеров».
Упражнения применялись в периоды подготовки: 1 - подготовительный, 2 - соревновательный. Занятия распределялись по следующим группам: технико-тактическая тренировка (в таблице - «Т.-т.»), комплексная тренировка (в таблице - «Компл.»), игровая тренировка (в таблице - «Игровая»). Игровые тренировки составляли до 60% общего времени подготовки.
По направленности тренировочные занятия распределялись следующим образом: 1) занятия технической направленности (основная часть такого занятия - упражнения на технику), 2) занятия технико-тактической направленности (технические упражнения позволяли решать тактические задачи), 3) занятия тактической направленности, направленные на развитие когнитивных и психомоторных качеств и формирование навыков решения оперативных задач, 4) занятия скоростно-силовой направленности, в которых основное место занимают скоростно-силовые упражнения, 5) занятия сопряженной направленности, построенные по принципу сопряженных воздействий, 6) занятия игровой направленности, в которых решаются задачи сопряженных воздействий на подготовленность юных футболистов, с акцентом на интегральную, игровую подготовленность.
Таблица - Упражнения по тактической подготовке юных футболистов
Период под-ки | Направленность занятия | Вид упражнения | Направленность подготовки | Объем | Интенсивность | Кол-во повторов |
1 | Т.-т. | Групповое | Технико-тактич. | 25 мин. | Высокая | 3-4 |
Парное | Скоростно-силовая | 15 мин. | Средняя | 5-6 | ||
Индивид. | Техническая | 15 мин. | Низкая | - | ||
Групповое | Сопряженная | 30 мин. | Высокая | 2-3 | ||
Парное | Сопряженная | 20 мин. | Средняя | 5-6 | ||
2 | Компл. | Индивид. | Технико-тактич. | 10 мин. | Средняя | - |
| Компл. | Групповое | Технико-тактич. | 40 мин. | Средняя | 4-5 |
2 | Игровая | Групповое | Игровая | 25 мин. | Высокая | 3-4 |
Парное | Сопряженная | 20 мин. | Средняя | 5-6 | ||
| Игровая | Групповое | Технико-тактич. | 30 мин. | Высокая | 3-4 |